Глава 3. Тысячелетнее царствование святых

Для того чтобы попытаться увидеть в истории возможный год начала свершения предсказанных событий или время начала открытия печатей, следует обратить внимание на пророчество о тысячелетнем периоде в истории Церкви Христовой, о котором говорится в двадцатой главе Откровения Иоанна Богослова.

Это пророчество условно разделяется на два существенных смысловых блока:

1) связывание сатаны на тысячу лет и выход его на малое время по истечении указанного срока;

2) тысячелетнее царствование святых со Христом.

а) Связывание сатаны.

«И увидел я ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время» (Откр. 20:1—3).

б) Выход его на малое время.

«Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской» (Откр. 20:7).

в) Тысячелетнее царствование святых со Христом.

«И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие... Они ожили и царствовали со Христом  тысячу лет.

Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение.

Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр. 20:4—6).

г) После выхода сатаны и его уничтожения.

«И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая» (Откр. 20:12—14).

 

Важно понять, говорится ли здесь о двух разных тысячелетиях или это один период. Логика подсказывает, что речь об одном и том же периоде. Сатана связан, и это же период царствования святых со Христом. И так как царствование Христа никогда не прекращалось, то мы можем понять, что речь в пророчестве Иоанна Богослова идет не о буквальном царстве Христа, которое «не от мира сего есть» (Иоанна 18:36) и которое никогда не прекращалось, но именно о царствовании святых со Христом, или о некотором важном периоде в истории христианской Церкви, который характеризуется продолжительностью в одну тысячу лет.

Многие толкователи данного пророчества обманываются, думая, что речь идет о неком чувственном или фактическом воскресении избранных, и чувственном связывании сатаны, чего в истории не было и не будет. В Библии говорится, что сатане и ангелам его уготован огонь в конце человеческой истории. Раз и навсегда, а не на тысячу лет. Также говориться и о том, что будет только одно фактическое, а не образное — воскресение мертвых в конце человеческой истории.

Православная церковь, основываясь на решениях Второго Вселенского собора, осудившего ересь Аполлинария, и в том числе его учение о хилиазме, утверждает, что не будет возникновения на ограниченный период (тысячелетнего) земного рая для избранных. Сейчас же скажем, что в нашем понимании тысячелетний период царствования святых со Христом, как и тысячелетний период связывания сатаны, — это один и тот же период, сущность которого нельзя понимать дословно. Как сатану не связывают чувственно, но это лишь аллегория, так и не происходит чувственного воскресения избранных для царствования со Христом — и это также является аллегорией. И разрешается это следующим образом. В истории человечества существует некий период, когда уже было много мучеников за Христа, как сказано в пророчестве:

«души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие... Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет».

Этот период ограничен во времени. И это не просто большой период, а именно тысяча лет. Это период новозаветной истории, являющийся наиболее благоприятным для христианской Церкви. Именно об этом говорят аллегории: «связывание сатаны» и «царствование святых со Христом».

Периоды в истории Церкви

Сатана был свергнут с небес на землю «в великой ярости своей» (Откр. 12:7—12), поскольку был побежден Агнцем — Иисусом Христом. Он начинает свою деструктивную деятельность на земле: гонения на христиан, создание и распространение различных еретических учений. После этого Церковь утверждается как главенствующая на земле религия («дракон скован»). Но перед концом времен на «малое время» происходит обратная картина: усиливается сатана, охладевает любовь в людях, множатся беззакония. Все это приводит к победе  сатаны «над святыми Всевышнего» (Дан. 7:25), и воцарению антихриста на 3,5 года «по совершенном низложении силы народа святого» — или православного христианства (Дан. 12:7). Все это время царствование Христа никогда не заканчивалось, как не покидала мир Благодать Божия, без которой мир не простоит и секунды. Царство Христово, как говорил Амвросий Медиоланский, только «затмиться может, но не исчезнуть». Одновременно с этим сатана не изгонялся из мира и не был побежден окончательно, ибо ему надлежит быть «убиту духом уст» Слова Божиего окончательно только в конце истории (2 Фесс. 2:8, Откр. 19:20—21). То есть полной победы над злом еще не было, был лишь период его связанного или скованного существования на земле. Однако перед концом мира зло на «малое время» усилится. Таким образом, перед нами встает задача поиска некоего важного периода истории, связанного с усилением Церкви Христовой.

Продолжительность этого периода мы считаем равным тысяче лет. Мы знаем о том, что Господь, открывая Своим избранным важные знания о грядущем, часто придерживается точности вплоть до дня (Дан. 12:11, 12). И не совсем понятно, почему в данном случае мы должны понимать  тысячу лет как-то иначе.

 

Рассмотрим в общих чертах историю утверждения Церкви Христовой на земле. Самым главным историческим периодом является время мессианской деятельности Иисуса Христа

с 30 по 34 г. от Р. Х.

Далее идет так называемый апостольский период, продолжавшийся приблизительно до конца I века.

34 г. — 100 г. от Р. Х.

Апостольский период и последующие века — до III века — период тяжелый для христианства. Это период гонений со стороны языческой Римской империи. Но пришло время, и христианство получило признание государственной власти. Впервые это произошло при императоре Константине Великом (306—337), который перенес столицу в Константинополь (330 г.) и признал христианство государственной религией.

313 г. — выпущен эдикт об освобождении от податей церквей проконсула Африки Цецилиана.

319 г . — Константин освободил церкви и клир от налогов и общественных повинностей.

321 г. — утвердил за церквями право приобретать недвижимое имущество и владеть им.

С этого времени начинается период окончательного становления Церкви, ознаменовавшийся семью Вселенскими соборами. Начинается окончательное формирование догматического каркаса христианства как целостного религиозного мировоззрения. На Вселенских соборах утверждается догматика, осуждаются еретические искажения и исправляются недопонимания слов и учения Господа.

История знает семь Вселенских соборов:

325 г. — I Никейский собор.

Собор был созван императором Константином Великим, для того чтобы поставить точку в споре между Александрийским епископом Александром и Арием, который отрицал единосущность Христа Богу Отцу. По мнению Ария и его многочисленных сторонников, Христос не Бог, а первый и  совершеннейший из сотворенных Богом существ.

Собор осудил арианство, выработал Символ веры, определил время празднования Пасхи. Также он постановил, что Христос вочеловечился, т. е. имел не только тело человека, но и человеческую душу.

381 г. — I Константинопольский собор.

Собор утвердил догмат о исхождении Святого Духа от Отца, о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с прочими лицами Святой Троицы — Богом Отцом и Богом Сыном; дополнил и утвердил Символ веры в редакции, получившей название Никео-Цареградской (Никео-Константинопольской).

Повторное осуждение арианства. Собор поясняет, что человечность Христа не есть преграда, чтобы быть Ему и Богом. Осуждены еще ряд ересей, в том числе ересь Аполлинария.

431 г. — Эфесский собор.

Осуждение несторианства. Кроме Нестория в своем определении собор осуждает Келестиево мудрование. Келестий, или Целестий, проповедовал ересь Пелагия, отрицая значение первородного греха и необходимость благодати для  спасения.

Вводится запрет изменений Никео-Цареградского Символа веры. Собор поясняет, что человеческая природа Христом взята без всякого изъяна, неизменной.

451 г. — Халкидонский собор.

Учение о двух естествах в лице Иисуса Христа, которое было бы чуждо крайностей несторианства и монофизитства. Среднее между этими крайностями учение именно и было православным. Составлены 30 правил церковного порядка.

553 г. — II Константинопольский собор.

Собор был созван по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия. Главным предметом споров были сочинения трех учителей сирийской Церкви, пользовавшихся в свое время известностью, а именно Феодора Мопсуестийского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского, в которых ясно выражались несторианские заблуждения, а на Четвертом    Вселенском соборе ничего не было упомянуто об этих трех сочинениях.

Несториане в споре с евтихианами (монофизитами) ссылались на эти сочинения, а евтихиане находили в этом предлог отвергать самый Четвертый Вселенский собор и утверждать, что православная Церковь будто бы уклонилась в несторианство.

680—681 гг. — III Константинопольский собор.

Собор созван был против учения монофелитов, которые признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но одну Божественную волю. Собор осудил и отверг учение монофелитов как ересь и постановил признавать в Иисусе Христе два естества — Божеское и человеческое, и по этим двум естествам — две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна воле Божественной.

787 г. — II Никейский собор.

Собор был созван против иконоборчества, возникшего за 60 лет до собора, при византийском императоре Льве Исавре, который, желая устранить препятствия к мирному соседству с мусульманами, считал необходимым упразднить почитание икон. Собор не смог остановить движение иконоборцев. Это было сделано только на Константинопольском соборе 843 года при императрице Феодоре.

На Вселенских соборах христианство окончательно оформилось. Был сформулирован Символ веры, и получили осуждение многие ереси. На Седьмом Вселенском соборе было осуждено иконоборчество. Правда, после этого на малое      время — при императоре Льве V Армянине — произошел возврат к иконоборчеству, но уже в меньших масштабах. Окончательную точку поставил собор 11 марта 843 года, который не считается Вселенским, но был созван для подтверждения решений Седьмого Вселенского собора. И в честь этого события установлен праздник, получивший название Торжество православия. Праздник этот до сих пор отмечается ежегодно в первое воскресение Великого поста.

Исторически, по смыслу, по духу эта дата, как никакая иная, лучше всего подходит для определения начала «тысячелетнего царствования святых со Христом».

Вскоре после этого равноапостольные Кирилл и Мефодий заканчивают работу над славянской азбукой, и осуществляют первые переводы Библии и всех богослужебных текстов (приблизительно 859—863 гг.). Принимает крещение Русь (980 г.). Теряет независимость Константинополь (1453 г.), и  Византия исчезает. Центр православия переместился в Москву. Христианство победно шествует по всему миру.

Может ли 843 год являться годом начала «тысячелетнего царствования святых со Христом» и началом «тысячелетнего связывания сатаны»? Нам кажется, что может. Ибо если понимать царствование Христа буквально, то надо было бы считать начало этого царствования с момента Его Вознесения или даже с момента вочеловечивания. Но тогда получается неувязка: со Христом еще некому царствовать, — не было еще мучеников и «обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие», — в то время как ко времени завершения формирования Церкви православной таковых, пострадавших во времена зверствований Римской империи, было великое множество.


Таким образом, мы, как нам кажется, можем сказать, что точкой начала тысячелетнего периода, названного периодом «царствования святых со Христом» и периодом «связывания сатаны», является 843 год. И, соответственно, тысячелетний период, который мы ищем, — это период с 843-го по 1843-й год.


Источники


1. «Библия сиреч книги Священнаго Писания»(3т) // репринтное издание Саввино-Сторожевский монастырь Оформление: «Правило веры»М., 1999
2. «Библия книги священного писания Ветхого и Нового Завета»канонические В русском переводе с параллельными местами, 1991


счетчик посетителей сайта